Зачем мне нужен этот блог

 Советская экономика — тема, которая регулярно меня настигает в ходе моей интеллектуальной и исследовательской работы как экономиста. В середине 90-х годов, когда я работал над кандидатской диссертацией, наследие советской экономической системы (или организации) было вполне живо, оставалось частью хозяйственного и социального «ландшафта» и оказывало существенное влияние на жизнь — хотя сама советская экономика была уже мертва. Сегодня же она интересна мне скорее как источник контрпримеров при разработке теоретических вопросов — подобно тому, как существуют специальные сборники контрпримеров в математическом анализе и теории вероятностей. Кроме теоретического интереса изучение советской экономики представляет и исторический интерес, а также в какой-то степени помогает понять и некоторые явления современной постсоветской управленческой культуры. Возможно, по ходу работы появятся и другие ответы на вопрос «Зачем?».

В этом блоге я буду помещать свои наблюдения и мысли, возникающие в ходе изучения советской экономики, а также черновики публикаций и другие материалы. Соображения по поводу текстов других авторов, исторических документов, семинаров и т.д. тоже буду записывать здесь

В этом начальном посте я кратко сформулирую пару своих методологических установки, которым следую при работе над этой темой.

(1) В теоретическом плане я придерживаюсь праксеологической парадигмы. В целом я следую ее трактовке Людвигом фон Мизесом (в частности, изложенной в его книгах Человеческая деятельность и Теория и история), то есть считаю теоретические положения экономической науки частью логики целенаправленного действия. Другое дело, что сама структура предложенной Мизесом дедуктивной теории, как и используемая им терминология, по моему мнению, нуждаются в переработке с учетом современного состояния логики как науки, а также процессов, происходивших в последнее столетие в других гуманитарных дисциплинах. Но это отдельная большая тема.

(2) В плане исторической методологии я буду по мере сил опираться на устоявшиеся источниковедческие подходы. Применительно к истории советской экономики это предполагает, в частности, следующее. Никакие из используемых источников не должны интерпретироваться наивно, исходя из того смысла слов и текстов, которые кажутся очевидными современным людям, живущим в семиотической среде современной рыночной экономики. Например, такие слова как «планирование», «предприятие», «рынок», «цена», «деньги», «министерство», «бюджет» и т.д. не должны пониматься так, как современный житель РФ (а тем более человек, никогда не живший ни в СССР, ни в РФ) обычно понимает их сегодня. Необходима осознанно отрефлексированная интерпретация или, если угодно, дешифровка. Это в особенности относится к живым свидетельствам, собранным методом устной истории (интервью и т.п.), мемуарным материалам и т.п.

Советская экономика (как и советское общество в целом) — это историческая «Атлантида», ушедший в прошлое мир, который становится с каждым днем и годом все более далеким и чужим. Скоро она станет подобной домонгольской Руси — то есть чем-то таким, что с трудом поддается пониманию, но окружено плотным облаком мифов и легенд. Поэтому тщательная работа с историческими интерпретациями совершенно необходима, если ставить себе задачу пробиться через это облако.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Виталий Найшуль о советской и постсоветской экономике. Стенограмма семинара в Фонде "Общественное мнение" 28 января 1993 года

"Треугольник Хайека" и советская экономика.

"Экономические беседы" академика Ю.В. Яременко. Комментарий №2.